Суббота, 04.05.2024, 14:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ "Метелевская СШ"

 


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

История школы
В связи с развитием в России во второй половине XIX века буржуазных экономических отношений, стремлением населения к образованию и просвещению царское правительство начало открывать школы в национальных окраинах. Более 145 лет назад, в 1861г. в старинной башкирской деревне Метелево, в одной из деревень Аргаяшского кантона Башкирии, была открыта первая школа. Тогда здесь располагалась резеденция кантонного начальника, а школа единственная для данной местности. 1861г. Первое здание начальной школы д.Метелево В Центральном архиве г. Москвы сохранилась «Книга приходов и расходов» Метелевской школы. Р. У. Кузыев – выпускник школы, кандидат исторических наук снял копии с этих документов и передал в наш музей. В этой книге скурпулёзно зарегистрированы размеры пожертвования населения близ лежащих деревень на открытие и существование Метелевской школы. Бесценный документ «Книга приходов и расходов» начат в декабре 1861г. Первая запись книги говорит так: «1861.1.11. Записано на Прихидъ Перенесенньия из Книги Перечисления суммы на Пожертвование разными лицами на устроийство школы в деревне Метелевской, всего шестьдесятъ девятъ рублей шестидесятъ одни и три четверти кипеекъ серебра». Начальникъ Д кантона (подпись) Таким образом, первый взнос на устройство школы был в сумме – 69 рублей шестьдесят одна и ¾ копейки. Из документов следует, что пожертвования вносились людьми не только башкирских деревень, но и городов, лицами разных национальностей и разных сословий. Пожертвования были в виде денег, вырученных от продажи скота, в виде строительного материала. 8-я запись 30-го января. «Записаны на приходь пожертвования крестьянином Васильевичом в Метелевскую школу 5 рублей серебром. Начальник кантона: подпись». «Пожертвование Кыштымским контрагентом от Кыштымских Крестьянинов кирпичь, на устроийство школы Метелевской выделено д. Метелевой десять рублей серебром. Начальник. Подпись». «Записаны на приходь деньги представленные старейшине ст28 №248 , пожертвования жителями дер. Кузяшева, из числа выданных лицъ за продажу пушного скота, всего пятьдесят копеек серебром. Начальник. подпись». Вся сумма приходов регистрировалась в книге, а затем документировалась на что была израсходована. Она расходовалась на заработную плату учителю. «Выписаны в расход деньги выданные на жалованеье писцу Логочевскому за обучение башкирских мальчиков в течение мес. Мая, всего четыре рубля, шестнадцать с половиной копеек серебром, означенные деньги получил Павел Логочев.» Также на оплату рабочим за выполненную работу: за покраску парт, за подвоз дров, на покупку наглядных пособий, мела, бумаги. «Документ 7-18. Выписаны в расходь деньги употребленные на покупку в Метелевскую школу стопы бумаги, 16 чернильниц, перьев для писания, всего три рубля двадцать две копейки серебром. Оплаченные деньги действительно употребил врасходь урядникъ Гариков». Таким образом, следует, что Метелевская школа первоначально существовала за счет средств населения, поскольку, школа была единственной на всю округу деньги на устройство школы больше сдавали люди деревень: Селяевой, Усмановой, Левавшевой, Мавлютовой, Масяевой, Абдыровой, Кадыровой, а также башкиры Черлинской волости, центром которой была деревня Курманово. « 6-18. Записаны на приходь, представленные транспортом старейшине юрты от 17 января ном 28, пожертвования жителями деревни Селяевой, Чапаевой, Усмановой, Ультраковой, Мавлютовой, из числа за продажу гульного скота деньги всего два руб шестьдесят восемь копеек серебром.» « 15-25 май. Записаны на приход деньги представленные на рапорт Старейшине №7 юрты от двадцать пятого мая, пожертвованные жителями вотчинниками Черлинской волости в пользу Метелевской деревенской школы, всего 61 с четвертью копеек серебром. Подпись». Первая Метелевская школа Аргаяшского Кантона называлась «Начальная школа для обучения башкирских мальчиков русской грамоте». Первым учителем стал писарь Павел Логочевский, который получал жалованье в размере четырех рублей 16, 5 копеек в месяц. В школе изучались 4 предмета: закон магометанский, арифметика, чтение и чистописание. Также велось обучение некоторым ремеслам: кузнечному, слесарному, столярному, портняжному. Сидиков Шарафый-житель деревни, обучал мальчиков портняжному ремеслу. С 1867 г. школа стала расско – башкирской, т. е. башкирские дети стали обучаться вместе с русскими. 18 января 1874 г. Метелевская школа была передана в ведение Министерства народного просвещения и стала существовать за счет казны. На ее содержание отпускалось до 1200 рублей в год. В 1881 году при школе для приезжих было организовано общежитие. Метелевская школа была ведущей в округе. Ежегодно сюда приезжали учащиеся других школ, чтобы сдавать государственный экзамен и получить свидетельство об окончании начальной школы. Сохранился оригинал «Свидетельство» об окончании 4-х классов, выданный Сулейманову Габдулвалею 20 сентября 1911 г. (см. приложение) За отличные успехи и поведение ученики награждались «Похвальными листами». В музее имеется оригинал такого листа, выданного ученику Метелевской русско – башкирской школы Сулейманову Габдулвалею 28 –го сентября 1911 г. (см. приложение) Первым местом работы Метелевская школа стала для учителя Григория Назаровича Тужихина. В музее сохранилось письмо – воспоминание его дочери Ольги Григорьевны Ивановой, которая пишет, что ее отец работал в нашей школе с 1899 г. по 1904г. « Мне хочется вам рассказать о том, что я не раз слышала от отца, как он с большой теплотой вспоминал Метелевскую школу. С большой любовью он вспоминал ребятишек башкир, их любознательность, тягу к науке, их прилежность, серьезность и упорство в труде. Очень хорошо помню, как отец рассказывал, что они организовали столярно – слесарную мастерскую, и учили ребят этому ремеслу. Метелевская школа гремела на весь Челябинский уезд, очень хорошо там было поставлено трудовое обучение. Об этом рассказывал инспектор Данилов Михаил Михайлович, единственный на уезд и ездил по всему уезду на лошадях, обследовал работу школ». Последующие годы работы Г. Н. Тужихина таковы: 1) 1904 – 1907г– заведующий школой Исянгильдинского русско – башкирского училища. 2) 1907 – 1918 г – зав. школой в Кислянском Юргамышского района Курганской области. 3) 1918 – 1921 г. – зав. Воскресенской школы Юргамышского района. 4) 1921 – 1924 г. – зав. детским домом в деревне Васильевка Юргамышского района. 5) 1924 – 1930г. – Скоблинская школа Юргамышского района. 6) 1930 – 1938г. – преподаватель биологии в Варгашах Курганской области. 7) 1938- 1941г. – учитель биологии в г. Аше. 8) 1941 – 1943г. – работает в Чебаркуле. В годы революции, живя в с.Кислянском, он был организатором новой жизни на селе. Стоял во главе местного Совета, а в момент восстания в Чехословакии связался с Шадринским подпольным партийным центром, организовал и вооружил часть революционно-настроенного населения для отпора чехословакам и охраны Советской власти и её работников. А когда село заняли чехи, он вместе со своими товарищами отступил к Шадринску и там организовал большой партизанский отряд подрывников и действовал в июне, июле 1918г. в тылу у чехов на территории Курганского, Челябинского, Шадринского уездов, парализуя продвижение чехословаков по железным дорогам и по населенным пунктам. Отец много раз сидел в тюрьмах Юргамыша, Мишкино, Кургана, Челябинска и в Кислянской волости». Тужихин Григорий Назарович похоронен в г.Чебаркуле неподалеку от братской могилы. Для политики Советской власти в области образования и культуры в 20-30-е годы прошлого века характерно проведение 2-х линий: всемерное привлечение к знаниям, к достояниям культуры. В 1922 г. Метелевская русско – башкирская школа стала школой второй ступени – «Семилетняя национальная трудовая школа второй ступени». Организатором и первым директором школы был Фархи Тимергазин, ставший затем башкирским ученым педагогом. В музее имеется газетная статья воспоминаний кандидата педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Уфимского пелинститута Ф. Тимергазина, который писал: «Я горжусь тем, что честь организации 1-й Семилетней школы в Аргаяшском районе выпала на мою долю и до сих пор с благодарностью отношусь к местным партийным и советским организациям, которые доверили мне это ответственное и важное дело. Важное потому, что в первые годы Советской власти грамотных и политически зрелых национальных кадров было очень мало. Поэтому Метелевская школа второй ступени должна была сыграть огромную роль в подготовке кадров из башкир. И она, действительно, с честью справилась с этой задачей». Школа была предназначена для обучения сирот, детей из бедных семей. Здесь обучалось сто человек из Аргаяшского кантона, а также из Челябинска, Троицка. Благодаря школе и передовой ее роли деревня Метелево превратилась в своеобразный культурный центр кантона и волости. Многие кантонные и волостные мероприятия проходили тогда в деревне Метелево: советы, собрания, конференции учителей. Все они сыграли большую культурно – просветительскую роль в жизни населения кантона и особенно метелевцев. В эти годы в школе работал учителем выпускник школы Хафизов Динмухамет Самахужинович. Он работал с 1918 года учителем и директором Метелевской начальной школы. К работе всегда относился творчески, с вдохновением. Охотно передавал молодым учителям района своё умение органически сочетать отличную работу по обучению и воспитанию детей с активной организаторской, пропагандистской и общественной деятельностью. В 1950 году земляки – аргаяшцы оказали ему высокое доверие – избрали депутатом Челябинского областного Совета депутатов трудящихся. Президиум Верховного Совета Союза СССР наградил Хафизова Д. С. как особо отличившегося народного учителя за выдающиеся успехи в обучении и воспитании детей, за активное участие в общественной жизни в деревне – дважды, в 1937 году, в 1939 году Орденом Трудового Красного Знамени. Первый орден получил он из рук М. И. Калинина, а второй вручила Н. К. Крупская. Д. С. Хафизов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» В 1951 году ему присвоили звание Заслуженного Учителя РФ. Трудовой стаж Д. С. Хафизова составил 50 лет. УВАЖАЕМЫЙ тов. Хафизов Дин. М. С. Президиум Верховного Совета Союза СССР наградил Вас, как особо отличившегося народного учителя - ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ за выдающиеся 'успехи, в обучении и воспитании детей, за активное участие в общественной жизни в деревне. Центральный Комитет союза работников начальной и средней школы. РСФСР го­рячо поздравляет Вас с высокой наградой и желает дальнейших успехов в Вашей творческой деятельности по воспитанию новых людей- коммунистического общества—людей высококультурных, честных, любящих труд, беззаветно преданных делу Ленина—Сталина, способных отдать свои силы, знания, жизнь нашей великой родине. Центральный Комитет союза выражает твердую уверенность, что Вы, работая впредь еще лучше, следуя указаниям гениев человечества Ленина и Сталина, будете повседневно передавать всей армии советского учительства своё уменье, органически сочетать отличную работу по обучению и воспитанию детей с активной, организатор­ской и пропагандистской—общественной деятельностью. Желаем Вам здоровья, успешного выполнения задач, стоящих перед школой и учителем в Третьей Сталинской Пятилетке, и многих лет плодотворной работы на благо нашей великой родины, на благо народа.

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНГО ПРОФСОЮЗА РАБ НАЧ. и СРЕДН. ШКОЛЫ



.



.



Видный башкирский писатель Акрам Вали в своих воспоминаниях в книге «Первые шаги» писал: «живость, активность метелевцев я вижу в труде учителя Хафизова Динмухамета Самахужиновича, который отдавал силу, энергию делу воспитания своих односельчан». Где только нет учеников Д. Хафизова! Сибагат Авзянов – министр юстиции Башкортостана, Рамазан Кузыев – кандидат исторических наук, автор семьи монографий. За заслуги перед Родиной он награжден орденом Отечественной воины I и II степени, орденом Красной звезды, медалями Советского Союза, орденом Знак почета. В музее сохранилась копия удостоверения, которая гласит так: «предъявитель учащийся Метелевской школы II ступени тов. Кузыев Рамазан действительно обучается во второй группе в 1924 – 25 учеб. году и отпускается на летние каникулы с 15 мая по 1 сентября 1925г. Изложенное удостоверяется подписями и приложением печати». Доктор, профессор медицинских наук, писатель Иксанов Зайнулла , Б. Саяргалиев – кандидат филологических наук, дочь Динмухамета Самахужиновича, его ученица Хафизова Мархаба – капитан медицинской службы, врач – хирург I категории, Отличник здравоохранения СССР. За неутомимый труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалями « За победу над Германией в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945гг», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945гг», «Двадцать лет победы, тридцать лет победы в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945гг». Вторая дочь Д. Хафизова, также его ученица Гаухар Хафизова в 1959-1960гработала учителем башкирского и русского языка в своей родной школе, кандидат фигологических наук, заслуженный работник культуры Башкортостана. Ее основными трудами являются: 1. Русско – башкирский словарь лингвистических терминов. г.Уфа, 1991г. 2.Турецко – башкирский словарь. г. Уфа, 1991г. 3. Словарь башкирского языка. Толковый словарь. г.Москва, 1996г. 4. Русско – башкирский словарь по пчеловодству. г.Уфа, 2001г.. 5. Формирование и развитие лингвинистической терминологии. г.Уфа, 2002г. 6. Башкирско-турецкий разговорник. г.Уфа, 2002г. 7. Толковый словарь башкирского литературного языка. г.Уфа, 2005г. 8. Русско-башкироский терминологический словарь по языкознанию. г.Уфа, 2005г. 9. Русско – башкирский словарь в двух томах. г.Уфа, 2005г. 10. Башкирско – русский словарь по животноводству. г.Уфа, 2006г. 11. Русско-башкирский словарь по физ воспитанию и спорту. г.Уфа, 2007г. В 1924 г. на базе Метелевской семилетней школы образовалась Аргаяшская семилетняя, преобразованная позже в среднюю. А Метелевская школа получила статус начальной. Таким образом, с 1924 по 1947г.г. школа именуется «Метелевская начальная школа». Сохранился в музее «Паспорт начальной школы», где указано количество классов и учащихся, из них сколько девочек, на каком языке ведется обучение, количество детей семи лет, от 8 –до 14 лет, хозяйственное оборудование школы, количество книг в школьной библиотеке, денежные средства школы, кино-проекционная аппаратура, музыкальное оборудование, список основных учебных пособий. Также в музее имеется оригинал учебного плана «нерусской начальной школы на 1946 – 47 учебный год», «Таблица годовых учебных часов в нерусской начальной школе» Сохранился документ «Указания к ведению школьной отчетности», утвержденный зам. Наркомом Просвещения РСФСР 2/IV 1943г. Сарычевым. УЧЕБНЫЙ ПЛАН нерусской начальной школы на 1946/47 учебный год Наименование предметов Количество часов в неделю по классам
I класс II класс III класс [V класс
Родной язык ........ 14 _ 7 - - - 1 1 1 12 3 6 - - - 1 1 1 24 10 6 6 - - - 2 1/2 ½ 25 6 5 6 2 2(3) 3(2) 2 ½ ½ 27
Русский язык ........
Арифметика ........
Естествознание
История ..........
География .........
Физическая подготовка .... Рисование .........
Пение ...........

Итого . . . 24

Таблица годовых учебных часов в нерусской начальной школе (1—1V классы). Наименование предметов I класс II класс III класс iv класс
Родной язык 456 391 327 196
Русский язык ........ — 98 196 164
Арифметика ....... .] 229 196 196 196
Естествознание ........ - - - 66
История .......... — - — 81
География — - — 81
Физическая подготовка .... Рисование ......... 33 33 33 33 66 16 66 16
Пение 33 33 16 16
Итого . . . 784 784 817 882


.






Метелевская н/школа Утверждаю 8/V-1944г. Зам. Наркома Просвещения РСФСР 2/IV-1943г. Сарычев УКАЗАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ. СНК РСФСР постановлением от 14/ХИ 1942 г. № 935 ут- вердил переработанные формы и перечень отчётности по на­чальным, неполным средним и средним школам Наркомпроса РСФСР и сроки представления их. Эта отчётность является обязательной для всех школ Наркомпроса РСФСР. Все другие отчётные формы, не предусмот­ренные утвержденным СНК РСФСР перечнем отчетности, явля­ются незаконными и заполнению не подлежат, если на это нет специального разрешения. _ Статистические отчеты заполняются школой на основе пер­вичной документации (первичная регистрация или первичный учёт). Формы первичного учета в школе. Основными формами первичного учёта являются: 1) книга записи учащихся (алфавитный список учащихся), 2) личное дело учащегося,. 3) кярга личного состава школы, 4) классный журнал. Первичная документация должна быть в каждой школе в полном порядке, тогда только будет обеспечена правильность и своевременность статотчетности. Отчетность школ. Школами заполняются следующие формы отчётности: а) на начало учебного года—формы ОШ-1, ОШ-5, ОШ-6, б) на конец учебного года форма ОШ 3, в) на конец первого полугодия и на конец учебного года об успеваемости форма ОШ-2, г) форма ОШ-4 заполняется ежемесячно на каждое пятое число в течение первых четырех месяцев учебного года (ок­тябрь, ноябрь, декабрь, январь). При заполнении школой указанных форм отчётности необхо­димо пользоваться инструктивными указаниями, напечатанны­ми на самих бланках. Форма ОШ-1 «Отчет школы на начало учебного года». Заполнение формы должно быть приурочено к определённо установленной дате (начало учебного года), чтобы избежать двойного счёта учащихся, которые переходят из одной школы в другую. Основная цель отчёта — получить в сводном виде данные о количестве школ, классов и учащихся. Эта данные служат материалом для проверки выполнения плана по сети и контингенту и используются для определения фонда зара­ботной платы учителей на учебный год. Данные качественного порядка: выпуск за предыдущий учебный год и второгодничество в сводном виде дают воз­можность проверить выполнение плана по выпуску и мобили­зуют внимание на вопросах второгодничества. Данные возрастного состава учащихся 1 класса дают на­глядную картину отклонений от нормального 8-летнего воз­раста для этого класса. Распределение детей .по родному языку и языку преподавания освещает вопрос об обеспеченности обучением детей на родном языке. Данные о педперсонале характеризуют обеспеченность педа­гогическим персоналом по отдельным группам классов и яв­ляются ценным материалом для оперативного руководства. При заполнении этого раздела необходимо иметь в виду следующее: каждый учитель, сколько бы он ни получал ставок, сколько бы ни занимал должностей внутри школы, считается одним лицом. При распределении учителей по преподаванию в разных группах классов лиц, преподающих одновременно в классах начальной школы (I—IV классы) и в классах средней школы (V—VII или VIII—Х классы) относится к какой-либо одной группе классов, исходя из наибольшей на грузки в той или иной группе классов. При заполнении графы «Из общего числа учителей имеют основную работу в вашей школе» принимается во внимание лишь педагогическая работа. Преподаватель, одновременно работающий в колхозе или на заводе и по совместительству в школе, будет считаться как имеющий основиую работу в школе. Источником данных для заполнения формы ОШ-1 служат записи первичной документации в школе: 1) личное дело учащегося, 2) классные журналы и 3) книга личного состава (личное дело). Форма ОШ-5 «Сводка учёта детей и подростков, подлежащих обучению, но не обучающихся в школе». Отчёт по данной форме приурочен на ту же дату, что и отчёт по форме ОШ-1. Заполняется школой по её школьному району или участку, т. е. по территории, обслуживаемой данной школой. В основу заполнения берутся подворные списки сельсоветов, жактов, домоуправлений, входящих в школьный район, проверкой фактического положения на месте. Данная отчётность служит целям проверки выполнения постановления правительства о всеобщем обязательном обучении и выявления основных причин непосещения детьми школы. Форма ОШ-6 «Список педагогического персонала школы на начало учебного года». Отчетность имеет своей задачей дать количественный и качественный состав наличных кадров, их нагрузку и являете ценным материалом к составлению плана потребности кадров. Правильное составление списка возможно при условии удовлетворительного ведения книги личного состава или лично дела в отдельности на каждого учителя. Отчетность предоставляется школой одновременно с формой ОШ-1. Форма. ОШ-2 «Отчёт об успеваемости учащихся начальных, неполных средних и средних школ». Отчет школой представляется два раза в год: за первое полугодие (по итогам второй четверги) и на конец учебного года с учетом результатов испытаний. Сведения к заполнению отчёта берутся из классного журнала. «Отчет школы за учебный год». Отчёг характеризует работу школы за учебный год в целом и является источником к составлению плана на следующий учебный год. При заполнении данной формы используются все формы первичного учёта, включая инвентарную книгу, план школьного помещения. Заведующими школы в эти годы работали Хафизов Д.С., Якупов Г.Р. В связи с расширением сети школ увеличилась потребность в учительских кадрах. Метелевская школа 2-й ступени в те годы играла большую роль в подготовке учителей для начальных школ из башкирской молодежи. В довоенное время в деревне учительствовали: Мужаев Ялал, Якупов Магафур, Бурханов Абдулхай, Якупов Гафар, Шайхисламова Гайдана. Но вскоре их забрали на фронт. Детей посещавших школу в то время стало уже немного, т. к. в многодетных семьях старшие должны были помогать взрослым прокормить семью. В школе продолжал работать тот же Д. С. Хафизов и его две помощницы – учительницы. Вспоминает Аюпова Р., родившаяся в 1930 году: «Мои ровесники – Хафизов Азамат, Хафизов Баймехамет, Сулейманова Мадина закончили только четыре класса. Некоторых из них забрали в ФЗУ. Мы, девочки вынуждены были помогать своим мамам на ферме. Женщины там выполняли всю работу по уходу за коровами, овцами. Мы носили сено, убирали навоз, поэтому стали редко посещать школу. Но учитель Хафизов Д. С. постоянно хвалил нас, поддерживал, хотя, может, больших успехов в учёбе у нас и не было. Все предметы изучали на башкирском языке, только один час в неделю был русский – либо письмо, либо чтение. Чтобы как-то выжить, мы собирали колоски, гнилую картошку, а все продукты которые были в семье сдавали на склад, откуда увозили солдатам». На фронтах Великой Отечественной войны без вести пропал учитель Якупов Магафур, погиб учитель Мужаев Ялал. После ранения возвратились в деревню три учителя – Бурханов Абдулхай, Якупов Гафар, Шайхисламова Гайдана. Бурханов Абдулхай Шайхетдинович вел уроки математики. Он награжден медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 год», «За отвагу», «25 лет, 30 лет победы в Великой Отечественной войне». Шайхисламова Гайдана Хидиятовна – единственная женщина в деревне Метелева, которая была на фронте. Вернулась и продолжала работать в родной школе. Якупов Гафар Рахимович – учитель, награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и многими другими. Первые шаги по тернистой педагогической тропе, неопытная сельская учительница Мадина Кабировна Сайтхужина проделала в годы войны. Она работала в начальных классах. В 1947 году учителя Хафизов Д. С. и Якупов Г. Р. Вкладывают много сил и труда по преобразованию Метелевской начальной школы в семилетнюю. Благодаря их усилиям в этом же году школа стала «Метелевская семилетняя общеобразовательная школа. Директором школы стал работать Г. Р. Якупов. В музее имеется оригинал паспорта семилетней школы, где есть записи сколько детей и из каких деревень посещали школу; характеристика, принадлежащих школе зданий, а тогда уже были интернат, мастерская, три жилых дома; площадь помещений школы: учебные кабинеты, учительская … , показатели школьной библиотеки, список наглядных пособий и оборудований. Метелевская школа в 1958 году стала восьмилетней общеобразовательной и в 1961 году отметила свой столетний юбилей. Закончить историю своей школы за период с 1861 по 1947 год хотелось бы словами письма Сулейманова Рафаэля – выпускника школы 1946 года, подполковника, преподавателя Уфимского нефтяного института. «Школа! Какое приятное и вдохновляющее чувство вызывает это простое слово. На устах и в сердцах при этом слове возникает при этом слове возникает приятная улыбка и радость. Мне невольно вспоминаются свои первые учителя – Хафизов Динмухамед, Бурханов Абдулхай, Мадина Сайтхужина. Педагогическая работа – работа по воспитанию детей содержит один удивительный процесс: на ваших глазах дети проходят путь от «неоперившихся» малышей до взрослых людей. Какими стали ваши дети? Да, они стали такими, какими вы их учили. Воспитанники нашей школы – это борцы за установление советской власти, борцы за коллективизацию сельского хозяйства, герои Отечественной войны, передовики сельского хозяйства, представители науки и техники, которые трудятся в различных уголках нашей необъятной Родины». Муниципальное общеобразовательное учреждение Метелевская средняя общеобразовательная школа Номинация: «Народное образование Челябинской области» (История МОУ Метелевской средней общеобразовательной школы, заслуженные учителя, учителя и ученики в период Великой Отечественной войны) Руководитель музея: Давляева Зульфира Гайнетдиновна д.Метелева, 2007г. Литература 1. Аюпова Р.Х. Воспоминания. Ноябрь 2007г. 2. Башкортостан в XX столетии. Исторические портреты. Уфа. «Гилем». 2006г. 3. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Сб. док. и мат. Уфа, 1995г. 4. Ершов С.Т. Наследие рожденный в XX веке Аргаяшский район в лицах и свершениях. Челябинск-Аргаяш. Челяб. Межрайонная типография. 2000г.-109с. 5. Магазов Р.Ш. 100 лет на страже здоровья. Уфа, 1976г. 6. Музейные материалы: а) Альбом «Участники Великой Отечественной войны»; б) Документы – «Свидетельство», «Похвальный лист»; в) Копия «Книга приходов и расходов». Башцентрархив. г) Письма – О.Г.Ивановой, Р.Сулейманова; д) Паспорта начальной и семилетней школы; е) Статья Ф.Тимергазин «Первая в нашем районе»; ё) Указание к ведению школьной отчетности; ж) Учебный план. 7. Плаксина М.В. Аргаяш и его окресности. Челябинск; Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1992-112с. 8. Хакимов Р.Ш. Аргаяшская земля. История и современность. Челябинск: ЧПО «Книга», 2005г. – 301с. 9. Якупов Г.Р. Воспоминания. 2007г. 10. Яйыкбаев К.Я. Книга на башкирском языке об известных людях. Уфа: «Книга», 2003 -256с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Урал-М150 (16.03.2011)
Просмотров: 2660 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?







































Поиск